662971, Красноярский край г. Железногорск ул. Свердлова 5
Секретарь: (3919)72-60-91  Приемная комиссия: (3919)75-22-02

Среднее профессиональное образование (СПО)

Абитуриенты (и не только они) часто путают понятия: техникум, колледж. Многие словари считают техникум и колледж синонимами. Давайте разберемся не столько с названием образовательной организации, сколько с понятием среднее профессиональное образование.


ФЗ «Об образовании в РФ» (2012г) определил, что в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования (Гл.2, ст.10, п.5):

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.


Уровень начального профессионального образования никуда не исчез, его статус повысился. Теперь он включен в систему среднего профессионального образования в качестве первого уровня — подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Сделано это для того, чтобы обеспечить необходимый уровень подготовки рабочих. Поэтому в рамках среднего профессионального образования предусмотрено два вида образовательных программ (Гл.2, ст.12):

- программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

- программы подготовки специалистов среднего звена.

Соответственно и образовательные учреждения начального профессионального образования (ПЛ, ПТУ) реорганизованы в техникумы.


В Железногорске сегодня 2 организации готовят специалистов со средним профессиональным образованием. Техникум инновационных промышленных технологий и сервиса, открытый на базе ПЛ 10 и ПТУ 47, готовит по программам СПО I уровня - квалифицированных рабочих. Красноярский промышленный колледж уже 55 лет готовит по программам СПО II уровня - специалистов среднего звена с квалификацией – техник.


Уровень профессионального образования

Среднее профессиональное образование (СПО)

Программа подготовки

квалифицированных рабочих (служащий)

специалистов среднего звена (техник)

Срок обучения на базе 9 классов

2 года 5 мес

3 года 10 мес

                        на базе 11 классов

10 мес

2 года 10 мес

Реализация стандарта среднего общего образования

да

да

Нормативный документ

ФГОС СПО по профессии

ФГОС СПО по специальности

Документ об образовании

Документ государственного образца  -

диплом о среднем профессиональном образовании

присвоение разряда и квалификации по ПРОФЕССИИ, например,

-    мастер общестроительных работ;
-    автомеханик;
-    станочник (металлообработка);
-    слесарь КИПиА;
-    повар-кондитер;
-    электрогазосварщик;
-    машинист автокрана;
-    механик-водитель и т.д.

После получения диплома о СПО с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего можно продолжить образование по программам подготовки специалистов среднего звена и получить диплом с квалификацией «техник»

(Гл.8, ст.68, п.5)

присвоение квалификации

- ТЕХНИК

- ТЕХНИК-ТЕХНОЛОГ

- СТАРШИЙ ТЕХНИК

по специальности …

Образовательная организация

Техникум инновационных промышленных технологий и сервиса

Красноярский промышленный колледж



Рассмотрим профессию «Слесарь КИП и А» (15.01.20) и специальность «Автоматизация технологических процессов и производств (квалификация - техник)» (15.02.07).

1. Отличие в коде (четвертая цифра):

01 – программа подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

02 – программа подготовки специалистов среднего звена

2. В дипломе специалиста среднего звена пишется квалификация техник, никаких других пояснений, кроме названия самой специальности, нет.

3. Так как уровень программ разный, то и требования к выпускнику разные:


ФГОС СПО по профессии

15.01.20

Слесарь КИП и А

ФГОС СПО по специальности

15.02.07

Техник по автоматизации технологических процессов и производств

Отрасль

Машиностроение

Машиностроение

Область

профессиональной

деятельности

Выполнение работ по монтажу, ремонту, регулировке контрольно-измерительных приборов и аппаратуры автоматического регулирования и управления

Организация и проведение работ по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологических процессов

Объекты

профессиональной

деятельности

- Системы и схемы автоматического управления;

- техническая документация;

- технологические процессы обслуживания, ремонта, монтажа систем автоматического управления;

- метрологическое обеспечение технологического контроля.

- Технические средства и системы автоматического управления, в том числе технические системы, построенные на базе мехатронных модулей, используемых в качестве информационно-сенсорных, исполнительных и управляющих устройств, необходимое программно-алгоритмическое обеспечение для управления такими системами;

- техническая документация, технологические процессы и аппараты производств (по отраслям);

- метрологическое обеспечение технологического контроля, технические средства обеспечения надежности;

- первичные трудовые коллективы.

Виды

профессиональной

деятельности

- Выполнение слесарных и слесарно-сборочных работ.

- Выполнение электромонтажных работ с контрольно-измерительными приборами и системами автоматики.

- Сборка, регулировка и ремонт контрольно-измерительных приборов и систем автоматики.

- Контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации.

- Организация работ по монтажу, ремонту и наладке систем автоматизации.

- Эксплуатация систем автоматизации.

- Разработка и моделирование несложных систем автоматизации с учетом специфики технологических процессов.

- Проведение анализа характеристик и обеспечение надежности систем автоматизации.

- Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.


Абитуриент, выбирая свою траекторию получения образования и будущей профессиональной деятельности с учетом возможностей, способностей, сроков обучения должен четко представлять – что и в какие сроки он хочет (может) получить. Неправильно оценив свои силы, можно потерять время.


Так что же выбрать?


Чтобы выбрать, нужно определиться с некоторыми пунктами:

- Хотите ли вы быстро получить профессию? Если «да» - выбирайте техникум, если «нет» - колледж.

- Хотите ли вы продолжать своё образование после его окончания? Если «да» - выбираем колледж (программа по содержанию приближена к вузовской), если «нет» - техникум.


Успехов вам, абитуриенты!